15/14 Дней/Ночей | 3 Участники | 30000 Бюджет поездки |
Кстати, начиная с Тайшета, наш путь проходил вдоль БАМа. Автомобильный Дублер БАМа, или как его еще называют — АД БАМа, таковым является дальше, на востоке. Участок Тайшет — Братск — Усть-Кут — Северобайкальск в зимнее время представляет из себя вполне приличную дорогу, проезжаемую на любом автомобиле.
Сама Байкало-Амурская магистраль от Усть-Кута до станции Таксимо, хотя и электрифицирована, но однопутная. Поездов по пути мы видели немного. Автомобильный трафик тоже небольшой, поэтому вплоть до самого Северобайкальска под патриотические советские песни времен стройки железной дороги имени Ленинского комсомола мы наслаждались сибирской тайгой.
Особенно впечатлили виды перевала Даван, что находится в северной части Байкальского хребта, на границе Бурятии и Иркутской области. Где-то в его глубине проходит Байкальский тоннель БАМа, длиной чуть менее семи километров, а сверху перевал завален трехметровым слоем снега. Ближе к Северобайкальску то и дело встречаются фрирайдеры, облюбовавшие Даван.
На самой вершине перевала (990 метров на уровне моря) проходит граница между Иркутской областью и Бурятией.
Здесь обязательная остановка. У всех местных народов, исповедующих шаманизм, нельзя было выезжать на Байкал, не принеся ему маленькой жертвы. Всегда полагалось побурханить. Этим ты задабриваешь живущих здесь духов, чтобы они не сыграли с тобой злую шутку. Мы тоже решили не отступать от традиций и угостить байкальских духов ароматным зауральским самогоном.
А иначе нельзя — со всех сторон смотрящие! Кстати, забегая вперед скажу, что наш самогон духам понравился, — почти все путешествие по Байкалу прошло в удовольствие, без серьезных катаклизмов.
Местом встречи с основной группой, а также первой нашей точкой в Бурятии был термальный источник Гоуджекит (N55°42,2527' E109°04,1986'). Он расположен в живописном месте в предгорьях Байкальского хребта в пойме реки Гоуджекит. По соседству находятся две горнолыжные трассы — «Малая медведица» (для начинающих и тюбинг-трасса)…
и «Большая медведица» (N55°43,2368' E109°06,8161') с перепадом высот 204 метра. Мы специально приехали заранее и с удовольствием покатались на «Большой». Трасса эта была основана туристическим клубом «Даван» еще в 1993 году, и с тех пор, похоже, здесь мало что изменилось. Бугельный подъемник с пристегивающимися бугелями, отсутствие ратраков, бугры и пролысины на трассе — словно переносят тебя в прошлое, во времена беззаботного горнолыжного детства. Плюс к этому добавьте малое количество народу, солнце и свежий воздух Байкала и получите то, что получили мы — ПОЛНОЕ СЧАСТЬЕ! Даже ненаточенные канты и расхлябанность прокатного инвентаря не смогли омрачить приподнятого боевого настроения.
Ну, а с горы — прямиком в горячий бассейн с целебной минеральной водой! Что может быть лучше?!
Ложечка дегтя капнула в счастливую бочку меда только к концу дня, когда мы познакомились с группой, к которой планировали примкнуть. Группа состояла преимущественно из туристов на легковушках, часть из которых были… — НЕДОПРИВОДНЫМИ! Ни о каких пешнях, лебедках, сенд-траках и прочем инструментарии ледовых поездок многие даже и не слышали. Увиденное никак не вязалось с нашим представлением о преодолении Байкальского льда.
Переспав с этими нелегкими мыслями, ранним утром, еще до общего сбора мы отправились на «славное море — священный Байкал». По пути улыбнулись дачной застройке Нептунского проезда Северобайкальска. Очень мило! Какие уж тут градостроительные регламенты?!
И вот торжественно наш пепелац въезжает в снежную пелену, на лед священного озера. Не видать ни зги! Но чувства самые возвышенные. «На ощупь», по расставленным вешкам проезжаем несколько километров в сторону Хакус. Каждое потрескивание льда отзывается мурашками по телу. А вместе с ними исполняется еще одна давняя, заветная мечта…
Кстати, прочитав информационные щиты на берегу, всем телом понимаешь, почему озеро такое чистое. Бог Бурхан придумал очень суровое наказание для тех, кто попытается загрязнять природное чудо. Мы, например, даже из карманов убрали бумажки подальше, чтоб случайно не выпали
Насладившись первыми впечатлениями от Байкала, вернулись в город. Общий сбор группы был назначен чуть ли не к полудню. Свободного времени — вагон. Мы решили потратить этот вагон рационально, — на экскурсию по Северобайкальску. Еще вчера, на горнолыжке случайно познакомились с экскурсоводом нашей группы — Оксаной. Она и провела для нас удивительную экскурсию по одному из главных населенных пунктов железнодорожного проекта БАМ. Я сознательно не выкладываю в данном отчете фотографии города, поскольку погода в то утро явно была не в тон настроению. Предлагаю посмотреть эти картинки, снятые при соответствующих погодных условиях
Впрочем, приведу пару фото, которые очень гармонируют с гидрометеоусловиями дня: в Северобайкальске власти придумали оригинальный способ сноса ветхих домов. Их официально сжигают. Назначают день поджога, выселяют людей, вызывают МЧС…, и устраивают гигантский пионерский костер. Так высвобождаются земли для продажи с аукциона под новую застройку… Выглядит жутковато.
А в остальном городок нам показался позитивным. К полудню собралась вся группа, и мы большим караваном направились в сторону села Байкальское.
По пути посетили одно из самых почитаемых на севере Байкала ОБОо (обрядовое буддийское место) (N55°33,1239' E109°11,2008'), где сквозь густой снежный туман полюбовались на Онокочанскую бухту.
Потом прогулялись по заснеженной тропе к поклонному кресту близ слюдяных штолен бывшего ГУЛАГа Богучан на берегу озера Слюдянское (N55°28,2673' E109°07,7483').
И, наконец, асфальтированная дорога привела нашу возглавляемую гидом колонну в старинное село Байкальское. Говорят, что первыми русскими поселенцами здесь стали пассажиры корабля, которые выжили в кораблекрушении. К тому времени эти берега уже были заселены кочевыми бурятами и эвенками. Раньше село называлось Горемыкино. Но в середине XX века «остров невезения» решили назвать более оптимистично. Сейчас жителей села в районе зовут весело — «байкальчата», и судя по добротным деревянным домам, «горемык» в селе не осталось.
Пока основная группа организованной колонной возвращалась в Северобайкальск, мы решили чуть подзадержаться в рыбацком селе. Интерес был пообщаться с местными рыбаками. Они-то не по наслышке знают, что такое пешня! Под ароматное содержимое бурдючка мы разузнали: каким путем лучше пересекать Байкал, где меньше трещин, как безопасно преодолевать эти самые трещины и еще многое, многое, многое…
Нашу группу догнали возле стеллы «Северная точка Байкала» (N55°46,6776' E109°37,2634'). Говорят, отсюда отличные виды на озеро. Учитывая капризы погоды, нам оставалось только верить на слово. Самого Байкала с его северной точки мы вообще не увидели. Зато «поставили галочку», красочно представляя воображением место, где мы находимся: песчаную косу Ярки, изрезанную протоками, устье реки Верхняя Ангара, называемое заливом Ангарский Сор, и сотни местных жителей, которые любят здесь рыбачить.
Там же благодарно распрощались с нашим всезнающим гидом, благодаря рассказам которого сохранялось отличное настроение в непогоду.
… и следующей точкой нашего маршрута стали горячие источники Дзелинда (N55°58,1012' E110°31,6580'), расположенные примерно в 90 км. от Северобайкальска, где река Дзелинда впадает в Верхнюю Ангару.
Для ценителей комфорта здесь есть «цивилизованный» источник с оборудованной стоянкой, базой отдыха, сауной, кафе-баром, бильярдом и бассейном.
Если же по каким-то причинам вы устали пользоваться благами цивилизации, или у вас нет средств, чтобы их оплачивать, то в Дзелинде на этот случай есть и другой источник (N55°57,9678' E110°31,3612'). До него можно дойти по оборудованной тропе от базы отдыха, или доехать по необорудованной лесной дороге. Здесь дико и некомфортно, но очень классно!!! Мы просидели в «диких» целебных ваннах с видом на звездное небо около двух часов.
И с удовольствием сидели бы еще, но случилось небольшое внедорожное приключение по эвакуации необорудованных автомобилей с необорудованной лесной дороги.
Чёрный ворон, что ты вьёшься,
Над моею головой!
Ты добычи не дoбьёшься,
Чёрный ворон, я - не твой...