11/10 Дней/Ночей | 8 Участники | 20000 Бюджет поездки |
01 мая
Мечты сбываются
…Стрелка спидометра едва задевает крейсерскую сотню, дизель заливается в унисон утреннему ветерку, а в голове медленно растворяются будничные проблемы. Столь долгожданное чувство свободы наполняет легкие и блаженно разносится по артериям, отрывая от земли, унося в иное изменение. Высоту этого отрыва вновь отсчитывают километровые столбики вдоль трассы: 170, 200, 250 км от дома… С каждым километром мы приближаемся к давней заветной мечте: Западный Казахстан, плато Устюрт, полуостров Мангышлак, Каспий…
В очередной раз с благодарностью принимаем подарок судьбы. В этом году судьба в лице российского правительства подарила дополнительные праздничные дни в мае. Нам это позволило заменить поездку выходного дня на южный Урал полноценной экспедицией в Казахские степи. С точки зрения погодных условий в Казахстан лучше всего отправляться весной, до прихода в пустыню смертельной жары, а ведь как раз весной сложнее всего выкроить десяток выходных в своем трудовом графике. Но на этот раз в нашем распоряжении было 10 свободных весенних дней, два подготовленных авто и довольно нескучная компания…
Этого оказалось вполне достаточно, чтобы осуществить мечту и полноценно вкусить прелесть дорожных и внедорожных приключений.
Последние традиционно начались уже в первые часы маршрута. Вместе с проплывающими полями и озерами Челябинской области в окне уныло проплыл черный Мерин породы ГЛ, присевший на брюшко в мягкой весенней грязи. В 5 часов утра на пустынной трассе найти трактор его водителю казалось утопией, и он, смирившись со своим положением, тихо мечтал о спасении во сне. Наше появление в глазах проснувшегося владельца мерседеса читалось неоднозначно: несколько бравых курганских парней на больших машинах со своим тросом и шаклами конечно не вписывались в стереотип небесного провидения…
А мы ощутили нимбы и крылья, когда вытаскивали на сухое огламуренного сородича и наблюдали детскую радость в глазах его хозяина.
В Троицке произошла запланированная встреча со свердловской половиной нашей дружной компании.
и продолжили путешествие уже в полном составе, оставив пузотерного Пыжика отдыхать на троицкой стоянке.
В этот раз Е-бурцы (как-то нетрадиционно) приехали на встречу без опозданий. А это либо к снегу летом, либо к комарам зимой! Поэтому, когда на очередном башкирском перевале Крузак подозрительно закачался, это не слишком удивило.
Визуальный осмотр выявил отсутствие крепления амортизатора. Только полтергейст мог отвернуть запененную гайку. Видимо не справившись с погодой, он решил устроить нам такую безобидную шутку. Мы поблагодарили проказника за хорошую погоду, вернули амортизатор на место и уже к вечеру наслаждались красотами реки Сакмара близ Оренбурга.
Здесь по плану наша первая ночевка. Место выбрано неслучайно. Крутой скалистый берег реки весь исписан арабской вязью.
Кто автор, и что обозначают сие письмена, мы не знали, но место поразило своей красотой, таинственностью и загадочностью.
Вдали от любопытных глаз здесь праздновали первомай группа мусульман. Праздновали тихо, душевно, этак по-арабски. Мы пожелали им «Ас-саля́му 'алейкум» и направились вдоль берега искать у реки приюта.
Вскоре был обнаружен небольшой уютный полуостровок, на котором мы и заночевали. Полуостров заповедный, единственный въезд на него был закрыт упавшим исполинским тополем.
02 мая
Знакомство с KZ
Утром наше заповедное пристанище подарило путникам очаровательный рассвет в пелене тумана. Пейзаж бодрил сильнее утреннего кофе, и матрицы наших фотоаппаратов наперегонки срисовывали картинку, стараясь максимально передать непередаваемые краски оренбургской Сакмары.
Картинку гармонично дополняли чудесные трели невидимых птиц и пьянящий запах утренней свежести.
Оренбургский туман, как пуховый платок сказочно окутывал нас вплоть до Казахской границы. Хотя по дороге яркие краски утреннего настроения немного потускнели при виде местных цен на дизельное топливо. Но Миша сказал: «Ради таких пейзажей, парни, можно продать последние штаны!»
И настроение снова поднялось!
Пересечь границу планировалось на погранпереходе Илек. Здесь не очень оживленно, потери времени по минимуму. На все про все, переход границы занял у нас 40 минут. Пограничники по обе стороны шлагбаума с пониманием отнеслись к навьюченным путешественникам, машины не шерстили, и весь наш плотно упакованный шмурдяк остался расти на своих местах. Конечно, этому очень поспособствовали веселый дипломатичный разговор и наши честные, добрые глаза.
А дальше оформление казахского ОСАГО и час разбитого асфальта до Уральска (по казахски — Орал). В столице Западно-Казахстанской области мы решили обменять валюту. Заехав в город, обменники сразу объехали стороной, поскольку самый выгодный курс оказался при снятии тенге с пластиковой карты в банкомате. Спасибо родному Сбербанку! Сытно отобедав в уютном Уральском кафе за 4800 тенге на восьмерых (примерно 120 руб. с человека) мы покинули этот гостеприимный красивый город и взяли курс на юг, в сторону Атырау.
Семь часов езды по живописной Казахской степи пронеслись как один миг!
Степь, такая одинаковая и скучная на первый взгляд, оказалась очень фотогеничной и разнообразной.
Вдоль дороги поразили мусульманские кладбища. Они располагаются на видном месте, на холме в степи, и своей архитектурой очень похожи на макеты восточных городов. При этом сами села, близ которых расположены кладбища, зачастую выглядят куда беднее загробной застройки. Усыпальницы здесь иногда напоминают целые дворцы. Вот уж правдива фраза: хочешь узнать, как живет народ — посмотри на их похороны.
Вообще казахи с почтением относятся к могилам. Путешественнику, которого ночь заставала в степи, древний обычай рекомендует ночевать возле могил, ибо здесь никто не решится на него напасть. По представлениям казахов, благодатная сила умершего, называемая «касиет», передается живым. Представляете себе, каково порекомендовать ночевать близ кладбища у нас в России?
… Степь показала и настоящую стихию. Гроза, сотнями молний и чернеющей синевой быстро заволокла горизонт и пролилась водопадом перед нашими капотами.
Воды было столько, что резина срывалась в аквапланирование, а водяная пыль вылетала даже из работающей печки машины.
А еще говорят в степи проблемы с водой!
Отдельно хочется отметить и поблагодарить казахских ГАИшников. Вопреки нашим ожиданиям, никакого произвола на дорогах мы НЕ встретили. Девизом поездки сложилось «Езди по правилам, и тебя никто не тронет!» Несколько раз останавливали на постах, но каждый раз проверка ограничивалась расспросами о целях нашего путешествия. После непродолжительной приятной беседы, нас отпускали с пожеланиями счастливого пути.
Конечно, не обошлось здесь без счастливой Мишиной тюбетейки. Каждый раз, когда нас отпускали «с миром», он гордо прицеплял на нее очередной знак отличия (что-то вроде бабушки-камикадзе).
Заставила улыбнуться и изобретательность местных блюстителей порядка. В целях экономии бюджета государства знаки на дороге иногда выглядят примерно так: круглая красная лепешка с ограничением 50, а под ней веселая табличка «действие знака на протяжении 55 км». «Продавцы полосатых палочек» не сидят здесь с радарами в кустах и не ставят треногих микроволновок, сделав выбор в пользу активных методов охоты. Радары у казахов встроены прямо в машины. На первый взгляд безобидная встречка вдруг резко включает цветомузыку, сирену, мгновенно приобретая грозный облик полицая, разворачивается, и вот уже нарушитель, нагло гарцевавший перед моим капотом, прижат к обочине для объяснения своего поведения и прочих формальностей…
…Пока мы с вами отвлеклись от темы, настала ночь. Желтые огни Атырау уже давно растворились в зеркалах моего авто, а мы немного отставали от графика. Ночевка сегодня запланирована на плато Аккергешен, но до него часа полтора баек дальнобойщиков в рации с причудливыми оборотами ненормативной лексики. Мы для них живая тема для обсуждений: — Видал, курганцы на Париж-Дакар пи… рят.- Да эти джиперы недавно по нашим болотам х… рили, в грязи по яйца. Чего их там привлекает?- Работа у них такая…)))
Приятно быть звездами радиоэфира, так незаметно пролетают сотни километров ночной трассы. Но нам налево, на Аккергешен. Счастливо дальнобойщики! Доброго пути!
…Если взглянуть на карту окружающей местности, то через урочище Саркумак в сторону горы Иманкара показана дорога с твердым покрытием, ведущая к битумному карьеру, по которой можно быстро добраться до плато порядка 40 км от федеральной трассы. Не верьте картам и не повторяйте наших ошибок. Асфальт здесь не менялся со времен Чингисхана, а сама дорога скорее напоминает музей под открытым небом «последствия ковровой бомбардировки». Если направляетесь к плато, лучше проехать грунтовыми дорогами по степи, сэкономите массу времени и ресурса автомобилей. И еще, — не ездите по ночи! Наши ночные попытки съехать в степь выглядели смешно.
В абсолютной мгле казахской ночи, помимо массы экзотических животных (часть из которых к утру оказалась коровами) перед нами то и дело вставали неожиданные преграды местного рельефа. Длиннобазному Ниссану приходилось нелегко.