21/20 Дней/Ночей | 19 Участники | 25000 Бюджет поездки |
Утром выезжаем в сторону Мульты. Недаром говорят, что спускаться с горы всегда сложнее, чем подниматься. На первом же каменистом участке обратной дороги — из рации доносится тяжелое воздыхание Михаила: «Мужики, стойте, камень поймал!»
Заглядываем под машину — стабилизатор поперечной устойчивости, как говорится, «в хлам!» Да, для стандартного Nissan NP300 эти каменистые горные тропки крутоваты. Снимаем тягу. Кстати сказать, дальше, до дома машина без проблем доехала и без нее. Выносим урок из произошедшего: дорогу на Мультинские озера этот автомобиль не выдержит. Решаем оставить аппарат в Мульте, экипаж и шмурдяк распределить по остальным авто…
.В Мульте оставили Nissan в огороде у местного крузаковода Сергея. Семья Сергея — люди удивительной души! Они напоили путников свежим молоком, снабдили всевозможной зеленью со своего огорода. Рассказали про историю села. В их огороде мы впервые увидели самодельную систему каналов искусственного орошения — специально поливать землю не нужно, горные потоки делают все сами.
Сергей сопроводил нас до Маральника. Дальше до первого Мультинского озера (N50° 01.012'; E085° 49.945') ходят только Шишиги на БТРовских колесах. Билет в одну сторону на такой маршрутке стоит около 1000 рублей с носа. И от желающих отбою нет! Пассажиры встретившегося шестьдесят шестого дружно сообщили, что дальше нам ездить не стоит, там, вообще, полная засада, Делики «ловят уши», и все в таком духе…
Расквашенная шишигами колея — главное неудобство этой дороги. Мы радовались, что оставили Nissan в Мульте. Эта дорога, возможно, стала бы для него последней.
Остальные машины прошли почти без проблем. Весь путь от Маральника до первого озера занял около двух часов.
К обеду встали лагерем на берегу первого озера.
Искупались. Места дикие и очаровательные! Но народу здесь значительно больше, чем на «Красной».
Вечером местные мальчишки предложили нам конную экскурсию к леднику. Цена со скидкой по 900 рублей за седло. Мы не отказались…
… Всю ночь вокруг лагеря доносилось шуршание. А на утро мы с удивлением обнаружили следы медвежонка."Да, медвежата шарятся здесь иногда, ночами", — спокойно сообщил мальчишка-коневод, «вы только их не обижайте, а то мамке нажалуются», — улыбнулся он, раздавая нам лошадей.
Не знаю, как у него это получилось, но лошади достались всем строго в соответствии с темпераментом — спокойные спокойным, а буйные — неспокойным. Маршрут до ледника и обратно рассчитан на целый день.
За день очень хорошо привыкаешь к своему коню, начинаешь его чувствовать и понимать. В седле ощущаешь себя настоящим горцем
Вода в озере у ледника насыщена глиной и имеет характерный голубовато-зеленый цвет. Купаться не очень удобно — камни у берегов очень скользкие.
Чтобы догнать отставание от графика экспедиции, вечером выезжаем с озер обратно на Мульту. Где-то в середине пути на дорогу прямо перед машиной вышел марал. Грациозность и великолепие! Мы стоим — он стоит. Мы — любуемся, он — оценивает. Проходит секунд двадцать. Моя рука тянется за фотокамерой. Он улавливает малейшее движение руки и в два прыжка скрывается в занавесе леса. Чудеса! Дорога обратно уже знакома, доезжаем до Маральника за полтора часа, и …
… остаемся ночевать. Ворота в Маральник закрыты. Объезда нет.
Подробнее о воротах: местные предприниматели оформили права на участок земли в районе Маральника и теперь по разбитой грунтовке проехать к озерам можно только за плату. Альтернативного пути нет. Причем, пост охраны работает не круглосуточно. Время к вечеру — ворота на клюшку! Опоздавшие ждут до утра.
Ломать забор бамперами своих авто не стали, (все-таки, мы люди цивилизованные) а очень хотелось!
Дело в том, что когда мы ехали на озера с нас взяли за проезд по какому-то VIP-тарифу (может 45-й регион за нефтяников приняли, а может мы просто кассирше очень приглянулись). Уже на озерах от местных мы узнали, что тариф за проезд здесь установлен по 200 рублей с машины (с нас взяли в несколько раз больше). Не денег жалко — за державу обидно! Дабы восстановить справедливость, с утра заезжаем в кассу. Там, после непродолжительной беседы, нам вернули излишне уплаченные деньги. Душевные люди живут в Маральнике!
Пересекаем Мульту, Катунь и направляемся в сторону Тюнгура.
Открываем обзорную общегеографическую карту Республики Алтай 1:700 000. В соответствии с принятыми условными обозначениями на участке Тюнгур-Иня показана автомобильная дорога с твердым покрытием. На некоторых картах она даже имеет маркировку. В реальности по этой автодороге с твердым покрытием
Места в районе Тюнгура — необыкновенные!!! Горы живут здесь своей сказочной жизнью… Радушно встречают, завораживают, затягивают…
Едем вдоль Катуни, проезжаем памятник «Здесь 10 августа 1918 года был бой героического Красногвардейского отряда
Впечатляет. Место жутковатое, но красивое! Фотографируем аккуратно, чтоб не тревожить духов.
Километра через два пересекаем ручей (N50° 09.017'; E086° 31.197') и встаем лагерем на берегу Катуни. Сегодня для всех участников экспедиции баня.
Место на берегу Катуни всем понравилось. Решили задержаться здесь еще на сутки. Первым делом изучили близлежащие рыбные места.
Потом малым составом направились на разведку в сторону Инегени. Дорога с каждым метром превращалась в тропу, а крен авто увеличивался градус за градусом…
Вскоре ехать дальше стало страшновато. Где-то там, за поворотом, слияние Катуни и Аргута. А мы дальше этого места ехать побоялись.
Вечер был посвящен Алтайской рыбалке. А она здесь очень отличается от нашей, Зауральской. Уже первые тридцать минут ловли показали абсолютную недееспособность на Катуни взятых из дома снастей.
Советом стаи было решено делать снасти из подручного материала. Кто-то, когда-то, в другой жизни видел издалека, как ловят рыбу на горных реках снастями типа «кораблик»… Через сорок минут совместных усилий первый кораблик был готов к отплытию. Он отлично взялся галсом поперек течения, дошел до середины реки, и… порвав леску ушел в неизвестность, прихватив с собой пяток самодельных мушек. Вторую, более облегченную версию кораблика постигла та же участь. Благодаря мозговому штурму всего мужского населения экспедиции, а также незаурядным конструкторским способностям еще минут через тридцать на свет появилась третья — наиболее совершенная конструкция, которая успешно пересекала 2/3 реки и управляемо возвращалась обратно. Пилотировать ее в тот вечер попробовали все. Рыбалка незаметно превратилась в чемпионат по запусканию водного змея…
Он искал бензин в свой скутер. Познакомились. Андрей путешествовал из Инегени в сторону Тюнгура в одиночку на скутере. Несколько раз падал с косогора, в бродах заливал мотор, встречался с медведем… Короче, наши приключения и подвиги меркли на глазах.
Слив в бак скутера топливо с наших пил, мы помогли Андрею перенести его коня через ручей. Потом пожелали друг другу удачи и новых дорог!
Утром двинулись в сторону Инегени. В объезд по Чуйскому тракту нам предстояло пройти около 500 км. После обеда мы достигли места, где Чуя сливается с Катунью. Солнце клонилось к закату, реки привычно сливались друг с другом, на глазах меняя цвет воды, как акварельная палитра, а мы уже сбились со счету, пытаясь определить количество каменных пирамидок, построенных в этом замечательном месте… До Инегени — рукой подать!
Ночью горы (или их жители) издают здесь душераздирающие стоны, а на утро стадо коров сжирает в лагере остатки вечерней похлебки…
Только здесь можно встретить отважных странников, которые по склону в 45 градусов на обыкновенной «Волге» спускаются к Катуни и кончают мотор в попытках подняться обратно…
Это место необыкновенной силы и духа! Или духов, — их здесь много, — черепа на холмах говорят сами за себя…
… Но очень хочется побывать здесь еще раз!
… Полдня ушло на ремонты и буксировку до Инегеня умершей барнаульской Волги. Еще километры по Чуйскому тракту в сторону границы с Монголией. По пути петроглифы Калбак-Таш, старый Чуйский тракт, водопад Ширлак, порог Бегемот, Чаган-Узун…
Продолжение следует …
См. также
И снится нам Алтай… Часть 1 (Гора Красная)
И снится нам Алтай… Часть 3 (Укок — территория покоя)