21/20 Дней/Ночей | 19 Участники | 25000 Бюджет поездки |
… Полдня ушло на ремонты и буксировку до Инегеня умершей Волги. Еще километры по Чуйскому тракту в сторону границы с Монголией. По пути петроглифы Калбак-Таш, старый Чуйский тракт, водопад Ширлак, порог Бегемот, Чаган-Узун…
Встали на ночлег перед Кош-Агачем. Место для ночевки отличное (N50° 04.288'; E088° 24.592') Завтра на Укок. Запаслись дровами, дальше степь и горы — дров просто нет.
Рядом на стоянке расположились новосибирцы (Делика и УАЗ-Патрик) такие же … как мы. Оказалось, что они тоже на Укок. Договорились держаться вместе…
В Кош-Агаче заливаем топливом под горло все имеющиеся емкости (по 130 литров на борт). Позже узнаем, что именно в Кош-Агаче мы разминулись с группой курганских автопутешественников.
От Кош-Агача двигаемся в сторону Джумалинских ключей — редкий, узколокальный тип термальных источников. На территории Алтая известно четыре их выхода. Это — единственные термы с содержанием радона на юге Республики Алтай. Где-то впереди погранзастава. Дорога пыльная, но хорошая — на отдельных отрезках развиваем до 110 км/ч. Ощущения пилота ралли-рейда.
По заранее сделанным пропускам быстро проходим погранконтроль. Дальше ехать не так весело — трясучка…
На ключи (N49° 27.350'; E088° 03.320') приехали уже вечером измученные жарой и дорогой, запыленные, уставшие с большим желанием освежиться. А, как известно, ОЧЕНЬ СИЛЬНЫЕ желания всегда исполняются :) — не успели мы расставить палатки и переодеться для купания, как началась страшная буря с громом, молниями, ураганным ветром и градом. Температура воздуха мгновенно упала до +5 градусов.
Нам ничего не оставалось, как купаться в грозу (не повторяйте — опасно!). Думали, деревянные домики для ванн — надежная защита от непогоды. Просчитались — вспышка, удар молнии где-то рядом, и вот уже один из участников экспедиции (Михаил) судорожно выскакивает из ванны, еще немного искрясь от электрического разряда. Говорит, что на мгновение у него открылся третий глаз, крестится и быстро выпивает 100 грамм успокоительных. На всякий случай осматриваем Мишу, чтоб не закрылись два имеющихся у него глаза, и прекращаем купание. Буря продолжалась всю ночь.
А на утро снова была жара.
…С утра над Укоком стояла жара. Настроение отличное!
Расстраивало только расставание с нашим веселым экипажем Nissan. По семейным обстоятельствам Миша с семьей планировали вернуться в Курган раньше остальных. До свидания, ребята! До встречи на родной земле!
А перед нами возвышался перевал «Теплый ключ» (N49° 24.501'; E088° 02.062'). На перевал залетели минут за тридцать. Дорога каменистая, но неплохая, топких мест почти нет. Самые жаркие из нас уже начали снимать футболки. В голове кружится: «Как редко так везет с погодой!»… И вдруг навстречу пограничный УАЗ:
— Не повезло вам с погодой ребята!
Хихикаем, принимая сказанное за шутку.
Пограничники, улыбаются в ответ:
— Тяжело вам там придется на переправах, будьте осторожны!
УАЗик, бодро прыгая по камням скрывается из виду, а мы понемногу начинаем сомневаться в шуточности сказанной фразы…
Тут все просто: Жара, ледники усиленно тают, реки поднимаются и на глазах набирают мощь. Становится весело…
Зато через три дня холода и дождей, когда мы штурмовали реку обратно, вода едва скрывала ступицы колес. Так что понятие «везения с погодой» на Укоке весьма относительное.
В этот день мы обедали на заброшенной пограничной заставе Аргамджи.
Застава брошена недавно. Многое здесь сохранилось. Для наших детей это место показалось особенно интересным. Они на час почувствовали семя настоящими пограничниками, под песню «вдоль границы тучи ходят хмуро…» по-взрослому взяли государственную границу России под свой контроль, строго следя за нарушителями со стороны Монголии и Китая. Но, нарушителями в этот солнечный день были только сурки и суслики ярко выраженной китайской наружности…)
Это не передать словами. Это нужно увидеть, услышать, ощутить, прочувствовать хотя бы один раз в жизни! Три дня на Укоке для нас слились в один, и это был очень сказочный день. Укок — загадочное, волшебное, неповторимое место. Воистину — территория покоя!
Нам Укок подарил незабываемую вечернюю радугу, сказочное небесное сияние,
вкуснейшую рыбу на уху и отличное настроение!
Были здесь и чудеса и песни, и слезы от счастья и пушистые сны, были и задушевные проверки документов местными погранцами и постоянный контроль конных патрулей…
и долгая дорога вдоль нее…
Были и великолепные высокогорные озера, и непогода, и ливни и … наши веселые хороводы вокруг костра… Были здесь и курганы — великое множество курганов. Был и курган Принцессы Укока. Жаль, что выкопали принцессу. Не стоит трогать то, о чем мы так мало знаем…
… На Укоке людей немного, поэтому путешествующие группы, периодически встречаясь, знают друг друга в лицо. Вот и мы, то и дело встречаясь с ребятами из Новосибирска, с которыми познакомились еще в Кош-Агаче, решили вместе двинуться через перевал Бугымуиз в сторону Джазатора. Заранее назначили место встречи, которое, как известно, изменить нельзя.
29 числа рано утром мы выдвинулись к месту встречи. Две экспедиции встретились минута в минуту и дружно направились к перевалу…
Погода особо не радовала, шел дождь, видимость не ахти. Но, не смотря на это, окрестные пейзажи поражали своей красотой.
Первые два перевала мы прошли с Новосибирцами вместе. Потом они решили остановиться на одном из зимников, и мы продолжили путь в четыре машины
Вот уже и перевал Бугымуиз с его верховыми болотами. Ну какие болота могут быть на высоте почти в 3 км !? Ан есть болотца! Машины то и дело проваливаются на брюхо среди камней. Лебедиться не за что, большинство камней — живые… Подспускаем резину и вот уже мы на высшей точке перевала.
Навигатор показывает высоту — 2847 метров над уровнем моря. Голова кружится от высоты и от счастья!
Но мы сюда ехали не только за этим. Месяц назад ребята алтайской велоэкспедиции Николая Рундквиста спрятали здесь для нас загадочный презент-клад. «На пальцах» было объяснено его примерные местоположение и содержимое. Местоположение было описано: «возле каменной пирамидки один камешек есть размером с голову Ильича в Улан-Удэ. Так вот найдете камешек- презент под ним!» Про содержимое нам намекнули лишь, что это наполненная стеклянная емкость, объемом 0,5 литра. И если о терабайтовом объеме головы Ленина еще могла подсказывать какая-то интуиция, то предположения о содержимом клада у нас вообще сводились к нулю… Закладку особенно активно искала мужская половина экспедиции… :)
Минут через десять поиска — «Ура! Клад найден!» Обрадовались ему больше всех наши дети — это была стеклянная бутылочка, доверху наполненная ореховой смесью. Разделили между всеми по- братски и съели орехи тут же на перевале. Более вкусных орехов я не ел еще никогда! ОГРОМНОЕ СПАСИБО землякам-велосипедистам!
Кстати, по результатам экспедиции Николая Рундквиста была издана Книга-Фотоальбом Рундквист Н. Захаров П. «Алтай. Алтайский край и Республика Алтай». Некоторые из наших фотографий горного Алтая также вошли в эту книгу.
А, тем временем, орехи на перевале придали нам мегаджоули дополнительных сил и гиговаты энергии! Теперь мы уже не сомневались, что сможем пересечь бурлящий впереди, стремительный Джазатор!
Джазатор уже поджидал нас, поигрывая на камнях синими водами. Уровень его накануне поднялся и первое впечатление от реки было не радужным, в памяти сразу всплывали рассказы местных об утонувшем здесь 131-м ЗИЛе… Брод, к которому привела дорога, был сегодня очевидно непроходим для наших машин. Если б не Бугымуизские орехи, вообще наверное развернулись бы обратно… :) Но орехи делали свое дело, и мы отправились искать другой брод… Метрах в ста выше по реке таковой нашелся. Река здесь была шире, но мельче и течения здесь были более слабые. К тому же посередине реки, как спасительный островок, виднелась отмель. Учитывая опыт штурма Аргамджи, рисковать не стали — первые две машины отправляли на страховочных тросах.
Сэкономить время помогло и счастливое стечение обстоятельств. Во время штурма, на противоположном берегу реки стоял местный житель. Он жестами показал, по какой траектории в этом месте лучше форсировать реку.
Штурм Джазатора занял в общей сложности около тридцати минут.
Уже стоя на твердой суше, мы поздравляли друг друга с благополучным преодолением самого сложного и серьезного препятствия на нашем маршруте.
Дальше наш путь лежал через поселок Беляши в Степь Самаху, к месту, где Джазатор и Ак-алаха соединившись, превратились в могучий Аргут. В Беляшах, скупив полмагазина, мы пополнили подистощившиеся на Укоке запасы провизии. Уже к ночи встали на дневку в месте слияния Аргута и реки Коксу (N49° 46.069'; E087° 15.309'). Это была последняя точка нашего маршрута. Мы укладывались в намеченный график и больше никуда не торопились…
Утром встали поздно. Последние дни очень хотелось насладиться бархатными алтайскими снами. Днем просто отдыхали. Дети мерили резиновыми сапогами окрестные ручейки. Кто-то спал.
И на ужин у нас снова была уха.
В этот день нас покинул экипаж TLC-105 (ребята планировали на обратном пути заехать в гости и выехали раньше). А вечером у костра мы снова дружно пели песни, в надежде, что когда-нибудь снова вернемся в этот чудный край…
Обратная дорога была насыщена поломками и заняла 4 дня. В Новосибирске нам помогли с запчастями местные Делиководы, за что им отдельное БОЛЬШОЕ СПАСИБО! В Ишиме расстались со Свердловским экипажем, а, уже доехав до Кургана, узнали, что под Тюменью у ребят вообще вывалилась на дорогу раздатка. После ремонта в Тюменской мастерской экипаж благополучно добрался до дома…
В итоге цель экспедиции была достигнута! Впечатлений — океан! И они не забываются! Дети в восторге и хотят еще! Маршрут получился удачным и, относительно, несложным. Рекомендуем этот маршрут для компаний с детьми на внедорожных автомобилях.
С тех пор Алтай нам снится… В следующем году собираемся туда снова.
См. также