| 21/20 Дней/Ночей | 19 Участники | 25000 Бюджет поездки |
Алтай звал, Алтай манил, Алтай снился… И вот, наконец, жарким июльским утром это случилось — мы отправились на Алтай! Стартовали, рано, как обычно. Как обычно, ослепительный свет встречных фар и монотонно-равнинная Зауральская трасса. Бодрила только рация, с хрипотцой вырывающая из темноты полусонные шутки наших и встречные диалоги дальнобойщиков. А колеса уносили нас все дальше и дальше от городской повседневной суеты…
Огромный солнечный шар поднимался из-за горизонта, вспенивая утренними лучами едкое покрывало тумана, скрывавшее трассу. И даже двадцать километров разбитой напрочь грунтовки после Бердюжья уже не могли ни на йоту понизить нашего стартового настроения. Сегодня по графику необходимо пройти 1200 км. В Ишиме встретились с экипажем из Екатеринбурга. Пока все по плану…
Делику Делика видит издалека!
Проехали Омск. Торопимся уложиться в график. Останавливаемся пообедать в придорожном кафе. Замечаем Делику прежнего поколения с московскими номерами. Навьюченная. В заднее стекло таращится породистый песик. Респект и уважуха собратьям — путешественникам! А нам приятного аппетита, облегчения и дальше в путь — по графику ночевка на Обском море. Кстати говоря, два наших внедорожных экипажа — заядлые Делиководы, члены российского Делика-клуба и все такое… «Все такое» — это когда при встрече в пути любого Mitsubishi-Delica из рации вырывается восторженное что-то вроде: «Вау! Смотрите! Делика! Рестайлинговая! Движок 4М40…» и далее неизвестная простому обывателю игра слов из энциклопедии японского автозавода. Штука, как оказалось, довольно заразная, и уже на четвертой сотне километров от старта, практически все не спящие члены экспедиции взглядами вырывали из линии горизонта силуэты японских минивэнов с криками: «Смотри, Делика!».
Надо ли говорить, что увидев на обочине обездвиженную московскую Делику, мы не могли проехать мимо. Автомобиль устало молчал. Из-под капота поднимались пары вскипевшего аккумулятора. Да, недалеко ребята смогли уехать.
Поздоровались, пообщались, оказалось молодая пара со своим верным псом путешествуют на Чемал. Надо было помочь собратьям.
Провели диагностику, поставили диагноз: замкнувший аккумулятор!
Заводим машину с нашей батареи и сопровождаем новых знакомых до магазина автозапчастей в Барабинске. Там желаем удачи москвичам и с чувством выполненного долга продолжаем путь. До встречи, ребята! Пока песик!
В этот день в график не уложились, ночевали на трассе, километров за 200 до Новосибирска.
Музей легендарного космонавта Германа Титова (N53° 12.941'; E084° 38.192') и место гибели народного артиста Михаила Евдокимова (N52° 45.263'; E084° 55.498') наблюдаем из окна автомобилей. Клаксонами отдаем почести. Включаю погромче Митяевский трек «Мужик», открываю окна — «Михаил, мы тебя помним!».
… И вот уже мы стоим у ворот Горного Алтая — памятного знака «Алтай — сердце Евразии» (N52° 05.745'; E085° 55.297'). Знак этот установлен от имени Республики Татарстан на въезде в Республику Алтай в день празднования 250-летия добровольного вхождения алтайского народа в состав России.
Зачитываем выдержки из литературы об истории Алтая! Здравствуй Алтай!
Первая наша запланированная точка для посещения на Алтае — скала «Алтайский Чертов палец» (N51° 53.618'; E085° 49.667').
Но сначала нужно переехать Катунь по деревянному подвесному мостику. Перед въездом на мост, местная женщина заботливо собрала туристический сбор с каждого борта за проезд, (видимо страховка на извлечение из реки экипажа, на случай если мост, вдруг не выдержит), и только после этого открыла шлагбаум. Мост мелодично поскрипывал под колесами, покачивался на ветру, дрожал, с лихвой оправдывая заплаченные за страховку деньги…
Поднимаемся на Чертов палец. Дорога для внедорожных экипажей отличная до самой вершинки с вышкой сотовой связи! Пузотерщики бросают машины метров за двести до точки — уклон последних метров подъема превышает 30-ти градусную отметку. Погода замечательная! Настроение тоже!
Место ошеломляет! Ошеломляет многих — очередь к скале, как к мавзолею в годы Союза. Местные альпинисты говорят о его «особой» энергетике, правда, ощутимо сниженной в последние годы в связи с установкой рядом сотовой вышки.
Со скалы замечательное место для обозревания панорамы реки Катунь и прилегающих гор и долин
Штурмуем скалу, заряжаемся энергетикой.
…Едем дальше. Соузга, Манжерок, Усть-Муны, Барангол, Усть-Сема, Камлак, Черга — какие удивительно точные названия! А места вокруг! Горные хребты, бурлящие реки и отвесные скалы очень напоминают Альпы. При этом с каждым километром Чуйского тракта кто-то невидимый, как будто прибавляет яркости на экране окрестных пейзажей. Смотрим с изумлением из окон своих авто, едем с раскрытыми ртами, а внутри неописуемое чувство гордости за Родину, за свободу, за этот пьянящий воздух вокруг! За то, что страна наша еще не успела такие места «освоить»…
Утром мы расстались с пузотерными экипажами. После Усть-Коксы маршрут для них непроходим. Обнялись, поцеловались и попылили в сторону горы «Красная». Это наша цель на сегодня. В Усть-Коксе продули воздушные фильтры наших коней (обязательная процедура после пыльной грунтовки), пополнили запасы топлива (здесь последняя нормальная заправка), затарились продовольствием (местный супермаркет впечатляет) и повернули в сторону п. Кайтанак. По пути перекрестились в Усть-Коксинском деревянном храме. С богом!
Красная гора — это отдельно стоящий массив высотой 2471 м, расположенный в Усть-Коксинском районе Горного Алтая. По мнению некоторых ученых — гора является древним потухшим вулканом (в первую очередь, благодаря наличию здесь редких для Усть-Коксинского района пород вулканического происхождения). По склонам горы каскадом расположены семь озер. Несмотря на незначительную высоту по сравнению с другими величавыми горами Алтая, даже в разгар лета на склонах горы не тает снег. На подъездах к горе произрастают кедры, возраст которых достигает трехсот лет.
… Дорога на гору «Красная» лежит через Кайтанакский перевал. Начинается она сразу за поселком в точке (N50° 09.148'; E085° 27.874').
Дорога интересная — до первого озера проезжается на стандартном внедорожнике. Местные говорят, что ездили на запорожце (мы думаем — брешут! :)
… Перевал. Дорога хорошая, но уклон дает о себе знать. Пару раз останавливаемся — греются Делики и Ниссан. Пока машины остывают, мы фоткаем волшебные пейзажи вокруг. Небо голубое — голубое! А зелень — зеленее обычного. Настроение отличное, просто не верится, что мы сейчас здесь, среди всей этой красоты и сказки…
Через 12 км доезжаем до Кайтанакского идола (N50° 10.848'; E085° 17.920'). Здесь обязательная остановка и фотосессия. Весь женский состав экспедиции получили огромное удовольствие :).
Далее на перекрестке Чернушка (N50° 10.638'; E085° 13.668')налево. Дорога становится заметно хуже.
А «Красная» уже белеет вдали своими снежными макушками. После ручья резкий подъем, несколько каменистых участков, и вот уже мы на берегу первого озера (N50° 05.202'; E085° 13.261').
Под громким названием «турбаза» здесь расположен домик сторожа и банька. Людей почти нет, и это особо радовало. Хозяева встречали нас, гостеприимно озвучивая тарифы за размещение. Тарифы оказались божескими: заплатили 2 т.р. и бутылку свободноконвертируемой валюты (0,7 л) за все про все (2 суток на 16 человек 5 машин, 3 палатки, охрана лагеря и прекрасная баня с вениками). Чем остались очень довольны! В первый же день решили всем составом прогуляться до второго и третьего озера.
Тропа отличная, маршрут несложный. Вели дети.
На противоположной стороне озера симпатичный водопад.
Вода, хоть и ледяная, но не искупаться — нельзя!
В лагерь спустились к вечеру. Аппетитная походная похлебка, горячая банька и фронтовой спиртпаек обеспечили всем участникам крепкий здоровый сон. На завтра запланировано восхождение на вершину…
… Утром пелену сна сдувает свежий горный ветерок. Он играет переливами каких-то неведомых моему уху инструментов, как дирижер, то усиливая, то приглушая их ноты. Открываю глаза, понимаю, что эти инструменты — птичьи трели.
Они здесь, в бездонной тишине, звучат по иному: сначала стремительно вырываются вверх, потом, замерзая в утренней прохладе, мечутся, то и дело отражаясь эхом от каменных гор. Несколько минут лежу, наслаждаясь импровизированной горной симфонией, потом понимаю, еще прекраснее это увидеть. Хватаю фотокамеру, штатив и пулей вылетаю из палатки, боясь пропустить утреннее представление.
«Ух ты!!!», — похоже я не опоздал…
Солнечный шар полностью расправляется из-за частокола леса, осветив изумрудную бездну озера…
…Спустя два часа, позавтракав, выдвигаемся к вершине. Решили подняться с первого озера по правому склону, совершить восхождение на обе вершины и спуститься с противоположной стороны по левому склону — всего около 15 км, 8 часов ходьбы, 7 озер и море удовольствия…
Пробуем на вкус живую воду озера. Опьяняет…
Еще два часа и мы на первой вершине. Обедаем возле останков деревянного маяка.
Оставляем симпатичного снеговичка на память.
Со второй вершины видно первое и пятое озера. Поражает разница цвета воды…
В лагерь спустились только к закату солнца. Уставшие, но счастливые. В этот день мы купались в 4 озерах, катались с горки по летнему снежку, лепили снеговика, а также по-настоящему прочувствовали, что «Красная» — действительно красная!
Вечером водители подшаманили своих коней. Завтра им предстоит нелегкий путь на Мультинские озера…
И снится нам Алтай… Часть 2 (Мульта, Тюнгур, Инегень)
(2 из 3)



















































