11/10 Дней/Ночей | 8 Участники | 20000 Бюджет поездки |
04 мая
Тузбаир
Утром мы еще раз полюбовались видами Актолагая и направились обратно, в сторону п. Кульсары. По пути провели разведку боем, решив срезать вброд через Эмбу к селу Аккизтогай. Разведка провалилась — впустую потраченный час и никакого брода! Возможно, летом брод есть, но в мае река с ее вязким, тягучим дном показалась нам непроходимой.
В Кульсарах подпорченное потерей времени настроение нам подняли в придорожной чайхане. Заказывая обед, Алексей попросил у официантки лагман. Но лагман, как раз перед ним, закончился, и Тогда Алексей изрек: «Давайте пельмени! …или, лучше порцию вареной картошки!» Официантка, очень плохо понимавшая по-русски, немного удивилась, что-то записала в блокнот и ушла. Когда, минут через двадцать все вокруг уже поели, Леха терпеливо ждал своего заказа. Еще через десять минут, когда терпение голодного человека грозило взорваться в термоядерную реакцию, официантка торжественно вынесла на подносе долгожданный заказ — горячий горшочек… В нем были пельмени. — «Но я же заказал картошку!» — возмутился было Алексей.- «Да, да, исё как ви просиль, картошька!», с трудом справившись с русской речью, официантка показала на горшок. И действительно, под толстым слоем пельменей была картошка, сваренная вместе с ними. Как говорится, желание гостя — закон! Смеялись долго и от души!
После обильной порции смеха несколько часов скучного асфальта до Бейнеу и знаменитая костотряска Бейнеу-Шетпе. Нам немного повезло, к маю 14-го примерно треть этого легендарного грейдера уже закатано в неплохой асфальт, но две трети все еще продолжали «радовать» водителей и их машины. По советам бывалых неасфальтированные участки мы проходили, не по дороге, а рядом — по степи. Степные колеи позволяли в среднем держать скорость на 20 км/ч быстрее чем на грейдере.
Нашей следующей целью был знаменитый Тузбаир — величественное творение природных стихий. В этом месте чинк плато Устюрт круто обрывается каскадом глинисто-известняковых ступеней, в основании которых лежит обширный солончак, называемый в здешних краях сором. По дороге до Тузбаира нас застала ночь. Зная коварство дорог сора, мы решили не рисковать и заночевали в более безопасном месте, недалеко от дороги, близ оврага Кызылсай.
…мы продолжили путь к Тузбаиру. Вскоре, в теплых лучах утреннего солнца, перед нашими восторженными взорами открылась панорама невообразимого буйства природных стихий — воды и ветра.
Бесчисленные русла, гребни и промоины в своем переплетении создают невероятных масштабов космическую картину, которая уносит тебя во времена первобытного океана, когда жизнь на Земле еще только зарождалась.
Картинку гармонично дополняют трехсотлетние черепахи, похожие выражением лица на динозавров,
Наиболее зрелищная панорамная площадка Тузбаира находится в точке с координатами (N44o02.801' E53o13.478'). Рядом располагаются две каменные конструкции в виде протяженных рядов камней, преднамеренно установленных рукой человека.
Это охотничьи загоны — араны — предназначенные для ловли степных копытных обитателей — сайгаков. Местные старики рассказывают, что еще в 30-х годах 20 столетия эти сооружения использовались по своему прямому назначению. Сейчас — это исторические памятники хозяйственного освоения плато Устюрт. Немного послушав завывания тузбаирского ветра, мы продолжили путь в сторону Шетпе. Дорога еще строится, и роль временных дорожных знаков ограничения скорости здесь выполняют верблюды