Урал — Памир 2017 (Часть 5) Горный бадахшан
Часть 5 из 10 серии: Урал-Памир 2017
4638813
34

Ширина ленты:

Это Памир, детка!

На следующее утро мы выехали в направлении снежных вершин Памира.

Впереди нас ждало то, зачем, собственно, ехали — грозный и манящий Памирский тракт! И первой нашей целью на нем стало село Калаи-Хумб — до 1878 года столица независимого таджикского шахства Дарваз, а ныне центр Дарвазского района Горно-Бадахшанской автономной области Республики Таджикистан. Калаи-Хумб расположен на реке Пянж, которая разделяет два государства Афганистан и Таджикистан, и до него можно добраться двумя путями: относительно несложной трассой через Куляб и более интересной, но труднопроходимой дорогой через Хобуработский перевал.

Учитывая возможности техники, Харлей с авто сопровождения двинулся нижней дорогой на Куляб, а все остальные на Обигарм и Тавильдару, чтобы попытать свое счастье, штурмуя высокогорный Хобуработ.

До Обигарма вполне приличный асфальт.

Урал — Памир 2017 (Часть 5) Горный бадахшан
Урал — Памир 2017 (Часть 5) Горный бадахшан

Здесь, на берегу реки Вахш, обязательная остановка — любуемся, как заполняется водой водохранилище строящейся Рогунской ГЭС, плотина которой, в случае завершения проекта, станет самой высокой в мире.

А пока это место — причина нешуточного конфликта между Таджикистаном и Узбекистаном. Дело в том, что Вахш, сливаясь с Пянджем, образует Амударью. А из нее, в свою очередь, орошаются сельскохозяйственные поля всего Узбекистана и Туркмении. Поэтому руководство Узбекистана, не без оснований, опасается, что строительство ГЭС может негативно повлиять на режим стока реки Амударья, которое будет разрушительным для обеспечения водой нижележащих стран. Попросту говоря, может повториться история с Аральским морем, только уже не в пользу республики Узбекистан. Для Таджикистана же, учитывая отсутствие в этом государстве каких-либо топливно-энергетических ресурсов, ставка на ГЭС является необходимостью. В планах государства запустить первый агрегат ГЭС в 2018 году, а второй в 2019-м. Как говорится, «поживем — увидим!» Сегодня же, уже можно воочию наблюдать, как поднимается вода в перекрытом русле Вахша.

Урал — Памир 2017 (Часть 5) Горный бадахшан
Урал — Памир 2017 (Часть 5) Горный бадахшан
Урал — Памир 2017 (Часть 5) Горный бадахшан
Урал — Памир 2017 (Часть 5) Горный бадахшан
Урал — Памир 2017 (Часть 5) Горный бадахшан
Урал — Памир 2017 (Часть 5) Горный бадахшан

Дальше асфальта нет. Едем вдоль Вахша по направлению к снежным вершинам в сплошной серой пыли.

Урал — Памир 2017 (Часть 5) Горный бадахшан
Урал — Памир 2017 (Часть 5) Горный бадахшан

Возле каждого источника питьевой воды — дорожные рынки.

Урал — Памир 2017 (Часть 5) Горный бадахшан
Урал — Памир 2017 (Часть 5) Горный бадахшан

После Комсомолабада колесного транспорта почти нет — только копытный.

Урал — Памир 2017 (Часть 5) Горный бадахшан
Урал — Памир 2017 (Часть 5) Горный бадахшан

Здесь ушастые неприхотливые «седельники» обслуживают большую часть грузопотока.

Урал — Памир 2017 (Часть 5) Горный бадахшан
Урал — Памир 2017 (Часть 5) Горный бадахшан

Хотя на посту БДА (ГАИ) нам все же встретился китайский двухколесный стодвадцатипятикубовый собрат в погонах. Вероятно он являлся очень засекреченным аппаратом таджикской милиции, поскольку нам запретили фотографировать и трогать этот экземпляр. Это предсказуемо вызвало неподдельный интерес к мотоциклу: одни отвлекали, — другие трогали и фоткали! :)

Урал — Памир 2017 (Часть 5) Горный бадахшан
Урал — Памир 2017 (Часть 5) Горный бадахшан

Повернув на Тавильдару и Калайхусайн, встретили коммерческую группу. Ребята из Киргизии ведут австрийскую группу эндуристов через Памирский тракт. Парни очень веселые и общительные! Нам предстоит встретиться с ними еще не раз.

Урал — Памир 2017 (Часть 5) Горный бадахшан
Урал — Памир 2017 (Часть 5) Горный бадахшан

Расставаясь, от всей души пожелали друг другу удачи на горных памирских тропах. А ее нам сегодня очень не хватало: преодолевая очередной брод, один из наших райдеров упал и повредил ногу. Обидно, но ничего не поделаешь! Это Памир, детка!

Поврежденную ногу отмачивали в прохладе чистейшего горного озера.

Купаться в нем нам вежливо «разрешили» местные мальчуганы. Оказалось, это их озеро, и а-ля кого в него не пускают. Удостоившись такой чести, мы наплавались от души!

После того, как пересекли Вахш, мы еще долго поднимались вверх вдоль реки Обихингоу. Вскоре впереди забелел заветный Хобуработский перевал. Но до него нам еще нужно было доехать. Броды встречались все чаще, и каждый новый брод был глубже предыдущего.

На одном из таких бродов встретили бельгийцев на внушительных кунгах Unimog. Они остановились и, размахивая руками, просили нас повернуть обратно, убеждая, что мост впереди смыт, а глубина реки превышает двухметровую отметку. Что даже они, на своих тридцатидевятидюймовых колесах не решились пересечь реку… Внимательно выслушав предостережение, мы объяснили, как объехать испугавшее европейцев препятствие по трассе через Куляб, и направились дальше, смотреть упавший мост.

Особое очарование по дороге вызывали таджикские дети, живущие в горных аулах. Такой искренней радости в глазах не встретишь ни в одном крупном городе. Даже почти не говоря по-русски, они готовы общаться с тобой часами при помощи пантомимы и жестов.

Самый распространенный детский ритуал на Памире — это хлопок рукой о руку проезжающему на ходу мотоциклиста. На это отваживаются только самые смелые из мальчишек. После каждого такого попадания «пять в пять» следует взрыв восторженных детских эмоций, которые прошибают до глубины души! Через какое-то время в каждом следующем ауле уже стараешься сам заранее вытянуть руку, чтобы в очередной раз осчастливить наивные детские лица.

Пересекаем мутную и стремительную Обихингоу. Где-то впереди обещанный разрушенный мост.

А пока долгожданное «вилояти мухтори кӯҳистони бадахшон», что означает, что мы въехали в Горно-Бадахшанскую автономную область.

А вот и волновавший нас мост. Разрушенным его можно было назвать лишь по меркам бельгийских грузовых автокемперов. А вот по меркам мотопутешественников из России, мост оказался вполне себе приличной переправой.

Для подстраховки пришлось лишь отстегнуть тяжелые кофры, и штурм горной бурлящей Зидадары был удачно завершен.

На Хобуработ (3252 м) поднялись уже в темноте. Мокрые после глубоких бродов ботинки и штаны начали потихоньку деревенеть. Бортовой компьютер мотоцикла показывал — 2.

Ярких красок и впечатлений добавила глиняное покрытие дороги на вершине перевала. Дневное таяние снега превратило податливую глину в скользкий и противный говнилин, на котором мы укладывались на бок, как говорят, «на раз-два»! Треск отлетающих немецких кофров и эмоции ненормативного лексикона заполнили синеву звездного памирского неба…

… Утреннее горное солнышко Калаи-Хумба уже давно заглядывало через зелень в окно нашего хостела. Уши за ночь привыкли к реву разогнавшейся Обихумбоу, которая здесь впадает в Пяндж. Но вставать не хотелось. Всю ночь, во всех красках снился штурм перевала, и сейчас в памяти сложно было разложить что было сном, а что явью. Ночная дорога далась нелегко. Но, несмотря на усталость и лень, встали довольно рано.

Мы в Калаи-Хумбе — бывшей столице Дарваза! В паре сотен метров от нас «страшный» средневековый Афганистан! Надо еще раз при дневном свете подняться на перевал! Сегодня очередная дата Афганбазара! — Как с такими мыслями продолжать спать?!

Первым делом разместили на стене хостела нашу наклейку.

Урал — Памир 2017 (Часть 6) Афган — базар
Следующая часть:

Урал — Памир 2017 (Часть 6) Афган — базар

Урал-Памир 2017 (6 из 10)
Обсуждение фотографии
Василий Краморов
отличная команда! молодцы!
20 декабря 2017 в 22:58
1

Григорий Александров
Василий, слаженная же, дружная.
20 декабря 2017 в 23:14
1

Александр Петрушин
Василий, мото-банда практически.
21 декабря 2017 в 04:18
1

Evgeny Plash
21 декабря 2017 в 06:36

Обсуждение фотографии
Василий Краморов
20 декабря 2017 в 22:59
1

Обсуждение фотографии
Василий Краморов
овцы какие поджарые...
20 декабря 2017 в 23:00
2

Григорий Александров
Василий, на новое пастбище идут. там отъедятся!
20 декабря 2017 в 23:15
2

Александр Петрушин
Василий, их ещё и подстригли.
21 декабря 2017 в 04:19
2

Мишка Квакин
Григорий , точно, на новых пастбищах со свежей вкусной травкой овечки откормятся! любим, любим мы всякое из баранины готовить и потом кушать...
18 ноября 2018 в 08:01

Обсуждение фотографии
Василий Краморов
не слабо ослика загрузили!
20 декабря 2017 в 23:00
1

Григорий Александров
Василий, ослик работает изо всех сил.
20 декабря 2017 в 23:16
1

Александр Петрушин
Василий, ослик - труженик. помогает хозяину
21 декабря 2017 в 04:19
1

Обсуждение фотографии
Алексей Максимов
интересный агрегат, точно. беленький такой..
18 ноября 2018 в 10:59
1

Заходи к нам через соцсеть
и получай больше информации,
лайфхаков и общения!