Урал — Памир 2017 (Часть 9) Крыша Мира
Часть 9 из 10 серии: Урал-Памир 2017
11260840
37

Ширина ленты:

Крыша Мира

Вскоре впереди показался шлагбаум последнего пограничного блок-поста. Это Харгуш. От него мы уходим на север, в сторону М41, — прочь от «страшного», но интересного Афганистана. Пограничники с интересом расспросили нас о пройденном пути вдоль Пянджа и Памира, уточнив, не видали ли мы перебежчиков — нарушителей границы?

Напоследок, традиционно уточнив, «сколько жрут», «сколько прут» и «сколько стоят» наши кони, открыли для нас дорогу по направлению к Мургабу.

Урал — Памир 2017 (Часть 9) Крыша Мира
Урал — Памир 2017 (Часть 9) Крыша Мира
Урал — Памир 2017 (Часть 9) Крыша Мира
Урал — Памир 2017 (Часть 9) Крыша Мира

Дорога от Харгуша до М41 проходит по высокогорной пустыне на высоте свыше 4000 метров. Это «мечта» любого мотоциклиста — сплошная смесь сухой глины, мелкого щебня и песка. Тошнить по такой дороге на двух колесах невозможно. Это чревато постоянными падениями. Чтобы удерживать равновесие на этом «покрытии», приходится лихо откручивать дроссель. В любом случае парочка седых волос гарантирована :)

Урал — Памир 2017 (Часть 9) Крыша Мира
Урал — Памир 2017 (Часть 9) Крыша Мира

Вот и перевал Харгуш. Облака несутся навстречу с невероятной скоростью. Кажется, что если немного привстать с седла, то обязательно зацепишь облако шлемом. То и дело привстаем, цепляя облака, а с ними и пьянящий горный воздух…

Урал — Памир 2017 (Часть 9) Крыша Мира
Урал — Памир 2017 (Часть 9) Крыша Мира
Урал — Памир 2017 (Часть 9) Крыша Мира
Урал — Памир 2017 (Часть 9) Крыша Мира

К полудню впереди бирюзовым цветом заблестел Чукуркуль. Это мы добрались до М41. Но прежде чем повернуть на Мургаб, держим курс в сторону Булункуля и зеленого Яшикуля.

Урал — Памир 2017 (Часть 9) Крыша Мира
Урал — Памир 2017 (Часть 9) Крыша Мира

Пересекаем долгожданный асфальт.

Урал — Памир 2017 (Часть 9) Крыша Мира
Урал — Памир 2017 (Часть 9) Крыша Мира

А вот и кишлак Булункуль. На въезде в поселок, на его центральной площади, приезжих встречает… деревянный туалет. Любезно :) Как потом выяснилось, у местных сей объект очень популярен. При нас несколько раз туда выстаивались очереди.

Урал — Памир 2017 (Часть 9) Крыша Мира
Урал — Памир 2017 (Часть 9) Крыша Мира

А мы едем дальше. Сегодня наше цель — одно из красивейших озер Памира, озеро Яшикуль.

Урал — Памир 2017 (Часть 9) Крыша Мира
Урал — Памир 2017 (Часть 9) Крыша Мира

Яшикуль в переводе означает «зеленое озеро». Название говорит само за себя. Озеро, как и многие другие на Памире, образовалось много лет назад в результате обвала, вызванного сильным землетрясением. Долина реки Аличур была запружена, и в этом месте родилось живописное зеленое озеро.

Урал — Памир 2017 (Часть 9) Крыша Мира
Урал — Памир 2017 (Часть 9) Крыша Мира

Вдоль южного берега озера до завала, образовавшего озеро, идет неплохая грунтовая дорога. Вдоль нее на горных пастбищах нагуливают жир могучие памирские яки-кутасы. Дорога заканчивается возле ангара — метеостанции. Отсюда берет свое начало река Гунт, которая через пару сотен километров впадает в Пяндж.

Местность здесь очень суровая. Погода меняется ежечасно. За двадцать минут, в течение которых мы находились на метеостанции, начался сильнейший снегопад, и в кишлак Булункуль мы вернулись очень похожие на якутских снеговиков. От местных узнали, что зимой в этих местах зафиксирована самая низкая температура в Центральной Азии — минус 63 градуса Цельсия.

А еще узнали, что в озере Булункуль и реке Иссыкбулак близ кишлака, османа можно ловить даже обычным сачком. И наловили! Всего за десять минут на сытный ужин всей компании. Эмоциям не было предела!

Заночевали уже в Мургабе, на высоте более 3600 метров над уровнем моря, в самом высокогорном городе на территории бывшего СССР. В конце IXХ века здесь был расположен первый на Памире пограничный пост Российской империи — Шаджанский.

В Мургабе, впервые на Памирском тракте, заправились «качественным» газпромовским бензином.

И хотя здесь, как и везде на Памире, работают только колонки ведро-бутылочного типа, заветная надпись «Газпром» добавляла уверенности нам и нашим баварским скакунам.

А королевы газпромовской бензоколонки гармонично подчеркивали колорит Мургаба своей неотразимой внешностью…

На всякий случай плеснув в именитое топливо октан корректора, вскоре и почти без детонации мы достигли наивысшей точки Памирского тракта — перевала Ак-байтал (в переводе с киргизского — белая кобыла). Ак-Байтал является самым высокогорным автомобильным перевалом на Памире, а также на территории бывшего СССР.

Подумать только! Мы на мотоциклах на высоте 4655 метров! Это чуть выше Белухи (4509 м) — наивысшей горы Алтая и немного ниже Монблана (4810м) — наивысшей точки Альпийских гор. Счастью не было предела!

Решено было красиво запечатлеть этот исторический момент, чтобы не стыдно было повесить такое фото в гостиной и каждый раз с наслаждением вспоминать зашкаливающие эмоции Ак-Байтала…

А потом было несколько десятков километров вдоль пограничной зоны с Китаем. От колючей проволоки до границы с поднебесной здесь чуть более пяти километров.

В некоторых местах колючая проволока разорвана, и можно носочком мотобота нарушить пограничный режим. Местные совершают такой обряд по нескольку раз на день. За нарушителями здесь следят разве что орлы, парящие среди белых холодных облаков да рыжие суслики.

Следуя вдоль колючей проволоки, вскоре мы достигли еще одной жемчужины Таджикистана — высокогорного озера Каракуль. Его горько-соленые воды отражают яркую синеву неба на высоте почти четыре тысячи метров. Это озеро — самое большое в Горном Бадахшане и во всем Таджикистане.

По одной из версий Каракуль — это ударный кратер, образовавшийся в результате падения космического тела и заполнившийся водой. Вокруг озера почти безжизненная высокогорная пустыня и вечная мерзлота…

… Взгляд так и примерзает в созерцании этой суровой памирской красоты. А в сочетании со стремительно проплывающими облаками картинка ассоциируется с вечностью…

Надышавшись эфиром эстетики на Каракуле, мы продолжили движение в сторону Киргизской границы, но вскоре вновь пришлось остановиться.

На безлюдном полотне памирского тракта у британских велопутешественников сломался задний переключатель на одном из велосипедов. С девизом «Скотч — наше все!» им помогали мотоциклисты из Голландии. Остановились и мы, с интересом наблюдая, с какой уверенностью голландцы скручивают скотчем переломленный пополам переключатель…

… Но чуда не произошло. После того, как голландский скотч не помог, было решено «по-русски» снять переключатель и укоротить цепь до размеров оптимальной передачи.

Минут через десять, велосипед был на ходу.

Проехав еще с десяток километров, мы уперлись в небольшой шлагбаум между двух металлических времянок. Это Таджикская сторона погранперехода в Киргизию. Даже не смотря на утерянную по дороге декларацию, приняли нас здесь очень радушно. Оказалось, что почти все таджикские пограничники учились в Курганском погранинституте. Так что шлагбаум перед нами открыли с почестями.

Урал — Памир 2017 (Часть 10) Киргизия
Следующая часть:

Урал — Памир 2017 (Часть 10) Киргизия

Урал-Памир 2017 (10 из 10)
Обсуждение фотографии
Мишка Квакин
Стой, кто идёт!? Предъявите паспорт, Остановись, живое существо. В этих местах ты бродишь напрасно Здесь таким существам ходить запрещено!
30 марта 2018 в 09:40

Evgeny Plash
Мишка, Все так. И еще два ствола в спину )
30 марта 2018 в 11:30

Александр Петрушин
Evgeny, вот-вот-вот! мы так и поняли! строго там у них!
30 марта 2018 в 15:51

Василий Краморов
Evgeny, как говорится, граница на замке!
30 марта 2018 в 18:52

Обсуждение фотографии
Мишка Квакин
да, уж, местечко для службы очень пустынное... хотя, для солдат, наверняка, уже привычно.
30 марта 2018 в 09:42

Evgeny Plash
Мишка, На северном берегу Пянджа, чтобы прогнать чувство унылости, достаточно взглянуть как живут люди по ту сторону реки. И понимаешь, как тебе повезло, что ты здесь, а не там )))
30 марта 2018 в 11:29

Александр Петрушин
Evgeny, это без всяких сомнений. хотя, пока сами не увидят, многие не верят. может быть, надо некоторых возить на экскурсии..
30 марта 2018 в 15:54
1

Обсуждение фотографии
Мишка Квакин
да, дорожка непростая. я бы на двух колёсах по ней проехать не рискнул. а вот на машине вполне.
30 марта 2018 в 09:43

Василий Краморов
Мишка, опыт, сын ошибок трудных, как всегда только может помочь. с лёту в такое путешествие никому нельзя отправляться. надо сначала рядом с домом поездить, намотать пару-тройку тысяч километров как минимум.
30 марта 2018 в 18:54

Обсуждение фотографии
Мишка Квакин
а интересное архитектурное решение - поставить объект посреди площади!
30 марта 2018 в 09:45
1

Александр Петрушин
Мишка, прямо, как в старинных частушках про деревню!
30 марта 2018 в 15:50
1

Алексей Максимов
Мишка, так правильно, чтоб издалека было видно, куда надо бежать при необходимости. если спрятать на задворки, не только лишь все смогут его найти.
30 марта 2018 в 21:48
1

Обсуждение фотографии
Мишка Квакин
мощный ангар. в таком и зимовать можно. только холодно наверняка. для жизни вагончик с печным отоплением... с дровами только в пустыне проблема.
30 марта 2018 в 09:47

Evgeny Plash
Мишка, Ангар не отапливается, там оборудование. В вагончике люди грелись в основном градусом из стакана... с дровами в горной пустыне тоже проблема )
30 марта 2018 в 11:38

Александр Петрушин
Evgeny, надеюсь, им угля подвозят. а то реально дров-то нету...
30 марта 2018 в 15:33

Обсуждение фотографии
Мишка Квакин
а где фотографии рыбалки и самих османов? любопытно было бы посмотреть на такое.
30 марта 2018 в 09:48

Evgeny Plash
Мишка, Рыбалка получилась спонтанно и очень быстро во время сильнейшего снегопада. Скорей уносили ноги, поскольку в горах на мотоцикле в снегу, мягко говоря, - не комфортно. Поэтому фото рыбы, увы... Но могу показать какого размера она была )))
30 марта 2018 в 11:48

Александр Петрушин
Evgeny, крупная рыба была?
30 марта 2018 в 15:34

Evgeny Plash
Александр, Размаха рук не хватает, чтоб показать ))) На самом деле по 40-45 см.
02 апреля 2018 в 20:52

Обсуждение фотографии
Мишка Квакин
вот, "газпром" не подведёт! и на Памире заправит самым лучшим топливом!
30 марта 2018 в 09:50

Evgeny Plash
Мишка, Да, ГазпромНефть в Мургабе очень поднимает настроение )))
30 марта 2018 в 11:50

Александр Петрушин
Evgeny, ГазпромНефть может порадовать своей растяжкой в любой точке мира!
30 марта 2018 в 15:35

Обсуждение фотографии
Мишка Квакин
да, это вы все молодцы. такую высоту из нас мало кто может покорить.
30 марта 2018 в 09:56

Александр Петрушин
Мишка, это потому что они команда! а командой можно достичь многого! даже невозможного.
30 марта 2018 в 15:37
1

Обсуждение фотографии
Мишка Квакин
нарушать пограничный режим всё равно нельзя, даже если никто не смотрит, кроме орлов. это же преступление!
30 марта 2018 в 09:58

Evgeny Plash
Мишка, а кто ж нарушал?! Не запостил - не было! )))
30 марта 2018 в 11:52

Александр Петрушин
Evgeny, так точно! нету никаких опубликованных доказательств!
30 марта 2018 в 15:39

Обсуждение фотографии
Мишка Квакин
этим рогатым никто не помог в пути... ни скотч голландцев, ни взаимовыручка других мотоциклистов. так и сгинули рогатые в горах Памира..
30 марта 2018 в 10:00
1

Evgeny Plash
Мишка, Да, рогатым сейчас нелегко...)))
30 марта 2018 в 11:54

Александр Петрушин
Evgeny, вот! никто козлов не любит!
30 марта 2018 в 15:41
1

Обсуждение фотографии
Мишка Квакин
тоже скромный пограничный пункт. все по-аскетски.
30 марта 2018 в 10:02
1

Александр Петрушин
Мишка, тут службу служат же, а не отдыхают с комфортом. и поэтому стойко переносят все тяготы и лишения.
30 марта 2018 в 15:43
1

Дмитрий Конов
Всё круто. И видео очень крутое.
30 марта 2018 в 10:38
1

Evgeny Plash
Дмитрий, Спасибо, будем продолжать в то же духе.
30 марта 2018 в 11:56

Обсуждение фотографии
Александр Петрушин
- лей, лей, не жалей!
30 марта 2018 в 15:36

Обсуждение фотографии
Александр Петрушин
жилетки на них модные! красота!
30 марта 2018 в 15:36

Evgeny Plash
Александр, Газпромовская спецодежда )))
02 апреля 2018 в 20:54

Мишка Квакин
Evgeny, серьёзная меховая одежда! с начёсом такая душегрейка!
02 апреля 2018 в 23:50

Обсуждение фотографии
Александр Петрушин
- на старт! внимание! марш! (с)
30 марта 2018 в 15:38

Обсуждение фотографии
Александр Петрушин
это точно, не всё можно отремонтировать при помощи скотча! только умелые руки наших мотоциклистов способны отремонтировать всякое!
30 марта 2018 в 15:41
1

Обсуждение фотографии
Марина Великовец
Одинокая юрта встретилась путникам. Интересно, кто там живёт.
01 июля 2023 в 18:18

Заходи к нам через соцсеть
и получай больше информации,
лайфхаков и общения!