13/12 Дней/Ночей | 10 Участники | 40000 Бюджет поездки |
Крыша Мира
Вскоре впереди показался шлагбаум последнего пограничного блок-поста. Это Харгуш. От него мы уходим на север, в сторону М41, — прочь от «страшного», но интересного Афганистана. Пограничники с интересом расспросили нас о пройденном пути вдоль Пянджа и Памира, уточнив, не видали ли мы перебежчиков — нарушителей границы?
Напоследок, традиционно уточнив, «сколько жрут», «сколько прут» и «сколько стоят» наши кони, открыли для нас дорогу по направлению к Мургабу.
Дорога от Харгуша до М41 проходит по высокогорной пустыне на высоте свыше 4000 метров. Это «мечта» любого мотоциклиста — сплошная смесь сухой глины, мелкого щебня и песка. Тошнить по такой дороге на двух колесах невозможно. Это чревато постоянными падениями. Чтобы удерживать равновесие на этом «покрытии», приходится лихо откручивать дроссель. В любом случае парочка седых волос гарантирована :)
Вот и перевал Харгуш. Облака несутся навстречу с невероятной скоростью. Кажется, что если немного привстать с седла, то обязательно зацепишь облако шлемом. То и дело привстаем, цепляя облака, а с ними и пьянящий горный воздух…
К полудню впереди бирюзовым цветом заблестел Чукуркуль. Это мы добрались до М41. Но прежде чем повернуть на Мургаб, держим курс в сторону Булункуля и зеленого Яшикуля.
А вот и кишлак Булункуль. На въезде в поселок, на его центральной площади, приезжих встречает… деревянный туалет. Любезно :) Как потом выяснилось, у местных сей объект очень популярен. При нас несколько раз туда выстаивались очереди.
Яшикуль в переводе означает «зеленое озеро». Название говорит само за себя. Озеро, как и многие другие на Памире, образовалось много лет назад в результате обвала, вызванного сильным землетрясением. Долина реки Аличур была запружена, и в этом месте родилось живописное зеленое озеро.
Вдоль южного берега озера до завала, образовавшего озеро, идет неплохая грунтовая дорога. Вдоль нее на горных пастбищах нагуливают жир могучие памирские яки-кутасы. Дорога заканчивается возле ангара — метеостанции. Отсюда берет свое начало река Гунт, которая через пару сотен километров впадает в Пяндж.
Местность здесь очень суровая. Погода меняется ежечасно. За двадцать минут, в течение которых мы находились на метеостанции, начался сильнейший снегопад, и в кишлак Булункуль мы вернулись очень похожие на якутских снеговиков. От местных узнали, что зимой в этих местах зафиксирована самая низкая температура в Центральной Азии — минус 63 градуса Цельсия.
А еще узнали, что в озере Булункуль и реке Иссыкбулак близ кишлака, османа можно ловить даже обычным сачком. И наловили! Всего за десять минут на сытный ужин всей компании. Эмоциям не было предела!
Заночевали уже в Мургабе, на высоте более 3600 метров над уровнем моря, в самом высокогорном городе на территории бывшего СССР. В конце IXХ века здесь был расположен первый на Памире пограничный пост Российской империи — Шаджанский.
В Мургабе, впервые на Памирском тракте, заправились «качественным» газпромовским бензином.
И хотя здесь, как и везде на Памире, работают только колонки ведро-бутылочного типа, заветная надпись «Газпром» добавляла уверенности нам и нашим баварским скакунам.
А королевы газпромовской бензоколонки гармонично подчеркивали колорит Мургаба своей неотразимой внешностью…
На всякий случай плеснув в именитое топливо октан корректора, вскоре и почти без детонации мы достигли наивысшей точки Памирского тракта — перевала Ак-байтал (в переводе с киргизского — белая кобыла). Ак-Байтал является самым высокогорным автомобильным перевалом на Памире, а также на территории бывшего СССР.
Подумать только! Мы на мотоциклах на высоте 4655 метров! Это чуть выше Белухи (4509 м) — наивысшей горы Алтая и немного ниже Монблана (4810м) — наивысшей точки Альпийских гор. Счастью не было предела!
Решено было красиво запечатлеть этот исторический момент, чтобы не стыдно было повесить такое фото в гостиной и каждый раз с наслаждением вспоминать зашкаливающие эмоции Ак-Байтала…
А потом было несколько десятков километров вдоль пограничной зоны с Китаем. От колючей проволоки до границы с поднебесной здесь чуть более пяти километров.
В некоторых местах колючая проволока разорвана, и можно носочком мотобота нарушить пограничный режим. Местные совершают такой обряд по нескольку раз на день. За нарушителями здесь следят разве что орлы, парящие среди белых холодных облаков да рыжие суслики.
Следуя вдоль колючей проволоки, вскоре мы достигли еще одной жемчужины Таджикистана — высокогорного озера Каракуль. Его горько-соленые воды отражают яркую синеву неба на высоте почти четыре тысячи метров. Это озеро — самое большое в Горном Бадахшане и во всем Таджикистане.
По одной из версий Каракуль — это ударный кратер, образовавшийся в результате падения космического тела и заполнившийся водой. Вокруг озера почти безжизненная высокогорная пустыня и вечная мерзлота…
… Взгляд так и примерзает в созерцании этой суровой памирской красоты. А в сочетании со стремительно проплывающими облаками картинка ассоциируется с вечностью…
Надышавшись эфиром эстетики на Каракуле, мы продолжили движение в сторону Киргизской границы, но вскоре вновь пришлось остановиться.
На безлюдном полотне памирского тракта у британских велопутешественников сломался задний переключатель на одном из велосипедов. С девизом «Скотч — наше все!» им помогали мотоциклисты из Голландии. Остановились и мы, с интересом наблюдая, с какой уверенностью голландцы скручивают скотчем переломленный пополам переключатель…
… Но чуда не произошло. После того, как голландский скотч не помог, было решено «по-русски» снять переключатель и укоротить цепь до размеров оптимальной передачи.
Проехав еще с десяток километров, мы уперлись в небольшой шлагбаум между двух металлических времянок. Это Таджикская сторона погранперехода в Киргизию. Даже не смотря на утерянную по дороге декларацию, приняли нас здесь очень радушно. Оказалось, что почти все таджикские пограничники учились в Курганском погранинституте. Так что шлагбаум перед нами открыли с почестями.
До свидания, добрая и душевная страна — Таджикистан!
Встречай, Киргизия!
См. также
Урал-Памир 2017 (Часть 1) Казахстан
Урал-Памир 2017 (Часть 2) Узбекистан
Урал-Памир 2017 (Часть 3) Фанские горы
Урал-Памир 2017 (Часть 4) Душанбе
Урал-Памир 2017 (Часть 5) Горный бадахшан
Урал-Памир 2017 (Часть 6) Афган-базар
Урал-Памир 2017 (Часть 7) Хобуработ
Урал-Памир 2017 (Часть 8) Памирский тракт
Урал-Памир 2017 (Часть 10) Киргизия
А также трейлер к фильму Урал-Памир 2017