13/12 Дней/Ночей | 10 Участники | 40000 Бюджет поездки |
Пыльная артерия Памира
Отобедав, выехали по Памирскому тракту в сторону Хорога. По нашему роудбуку сегодня мы должны проехать Ванч, Рушан, Хорог и достичь горячих источников Гарм-Чашма, где, купаясь в горячих целебных водах, отдохнуть и заночевать. Но скоро, только сказка сказывается. Незапланированное повторное посещение Хобуработского перевала внесло существенные временные коррективы в график передвижения группы. Короче, выехали, лишь когда солнце уже склонялось к вечеру…
Нормальные люди на другой стороне реки уже давно отложили в сторону свои автоматы и тихонько полдничали. Им было очень весело наблюдать, как группа мотоциклистов, трясется по тракту, закашливаясь в клубах едкой Памирской пыли, как у мотоциклов на ямах отваливаются дорогие немецкие кофры и экспедиционные канистры, как мотоциклисты матерятся и спешно приматывают кофры обратно при помощи скотча…
А мы, действительно торопились. Скоро стемнеет. Ночевать на дороге, напоминающей овринг, в непосредственной близости от афганских деревень, не хотелось. Пяндж здесь не широк, и кто знает, как поведут себя эти бородатые предприимчивые парни в пуштунках, которые так приветливо машут нам с другой стороны реки…
Зашло солнце. «Комфортабельный» отель возле переправы через Ванч оказался, как нельзя, кстати. Ночлег вполне приличный по меркам Памира. Здесь тебе и уютные номера, …
… и ужин, и даже собственный бассейн на территории. Правда вода в нем напоминает зеленый Нил или Ганг, но это это не отпугивает некоторых постояльцев от купания в бассейне.
Другое дело — Ванч. Эту реку наполняет тающий ледник Федченко — крупнейший в мире материковый ледник, протянувшийся между высочайшими вершинами Памира, среди которых Пик Исмоила Сомони (ранее — Пик Сталина и Пик Коммунизма 7495 м) и Пик Независимости (ранее Пик Революции 6940 м).
Утром любуемся Ванчем, и вновь выходим на Памирский тракт.
Вот и Рушан. Клеим на КПП свою наклейку.
Вверх от Рушана уходит Бартанг — одна из самых длинных и интересных долин Памира. Где-то там, далеко, знаменитое — Сарезское озеро, которое образовалось, когда в начале ХХ-го века сильное землетрясение обрушило каменные массы на долину реки Мургаб, похоронив под завалом целое селение. С того времени прошло больше ста лет, и в долине скопилось огромное озеро воды. Местные говорят, что в любой момент плотину может прорвать, и тогда накопившейся воды хватит, чтобы вновь образовать Аральское море. Но, прежде чем попасть в Амударью, эта могучая масса воды смоет долину Бартанг, и поднимет уровень Пянджа, затопив прибрежные поселки. Учитывая серьезность ситуации, иностранцев на озеро не пускают…
… Пустив слюну, мы проехали поворот на Бартанг и продолжили движение в направлении Хорога, заодно душевно пообщавшись с британскими велосипедистами.
К слову сказать, Памирский тракт очень популярен у велосипедистов из Европы. Их мы встречали здесь несколько десятков.
За Рушаном заканчивается пыль и начинается асфальт. Здесь Памирский тракт становится действительно похожим на тракт, а не на козью тропу. Он также, как и раньше, извивается и петляет вместе с Пянджем, но уже одетый в асфальто-бетонное покрытие и ограниченный настоящим бордюрным камнем. А коли так, пришло время немного написать о легендарной дороге, проехать по которой раньше считалось подвигом.
Памирский тракт является частью среднеазиатской автотрассы М41. Он соединяет Душанбе, столицу Горного Бадахшана Хорог и Киргизский город Ош. Других проходимых дорог в горном Бадахшане почти нет, поэтому тракт здесь является основной транспортной артерией. Его строительство началось в конце 19-го века. Последний участок трассы Душанбе — Хорог был открыт в 1940 году.
И хотя мы с трудом передвигались по тракту на турэндуро, по этой дороге проходят большегрузные фуры с прицепами. Застревают, иногда срываются в пропасти, но грузопоток не прекращается. А пассажиров перевозят по тракту вот на таких такси.
Качество топлива на грани детонации четырехтактного мотоциклетного двигателя…
… Все это делает Памирский тракт одной из самых интересных дорог, по которым я когда-либо ездил!
Ближе к Хорогу Пяндж разливается и образует симпатичные цветные заводи. Заросшие мелкими водорослями, они, как зеркало, отражают небо и величественные горные склоны.
Из Хорога в Мургаб можно добраться четыремя разными путями: асфальтом по основному восточному Памирскому тракту; грунтовой дорогой вдоль Пянджа через Ишкашим, путем вдоль Шахдары и путем вдоль Бартанга. Поскольку два последних варианта самые сложные, и представляют из себя что-то вроде, «Налево пойдешь, сам пропадешь и коня потеряешь», мы испробовали два первых: Харлей с машиной сопровождения отправились по асфальту, все остальные — на Ишкашим.
В Хороге задерживаться не стали. Лишь ненадолго заскочили к единственному в городе сварщику, чтобы заменить скотчевое крепление отпавших на тракте кофров на металлическое.
К обеду добрались до Гарм-Чашмы. Здесь расположены горячие минеральные источники — таджикский аналог турецкого Памуккале.
Рядом одноименный санаторий (водолечебница). В нем и заночевали. После пыльного Памирского тракта горячий бассейн Гарм-Чашмы очень добавил сил…
… и вечером мы совершили увлекательную пешую прогулку вверх по ущелью до местных природных нарзанов.
День близился к завершению. Местные толпами возвращались из горной долины с работы. Очень интересно было понаблюдать за этими людьми и пообщаться с ними.
Возле самого села встретили местных мальчишек, которые нашли в горах отбившегося от матери волчонка.
С утра продолжаем движение вдоль старого знакомого — Пянджа. Здесь его ширина огромна. Повсюду — плесы и отмели с серым блестящим песком. Мы подъезжаем к Ваханскому коридору. До Пакистана всего 15-20 километров. Снежные вершины, белеющие в облаках на заднем плане, — это территория Пакистана.
Сегодня наша цель — еще один горячий источник Памира — Биби Фатима Зухра.
По дороге посещаем древнюю крепость Кафыр-кала (или Ямчун, по названию протекающей рядом реки). Она была построена еще в третьем веке до нашей эры.
Горячий источник Биби Фатима Зухра, пожалуй, лучший на Памире. Его воды целебны. А купаться здесь очень комфортно.
С утра выезжаем в сторону Мургаба. Эта часть дороги самая сложная для прохождения на мотоцикле. По пути встречаем немца на воздушном гусе. Парень едет через Памир в одиночку. От всей души желаем удачи и ровных дорог!!!
А мы, миновав Зонг и Лянгар, уходим на север, по направлению к восточному Памирскому тракту. Дорога поднимается все выше и выше, и вот, уже привычный нам Пяндж уходит из вида.
Теперь мы продолжаем движение вдоль реки Памир. Эта река еще уже и мельче, чем Пяндж. А на другом ее берегу все тот же Афганистан…
Вскоре впереди показался шлагбаум последнего пограничного блок-поста. Это Харгуш. От него мы уходим на север, в сторону М41, — прочь от «страшного», но интересного Афганистана…
См. также
Урал-Памир 2017 (Часть 1) Казахстан
Урал-Памир 2017 (Часть 2) Узбекистан
Урал-Памир 2017 (Часть 3) Фанские горы
Урал-Памир 2017 (Часть 4) Душанбе
Урал-Памир 2017 (Часть 5) Горный бадахшан
Урал-Памир 2017 (Часть 6) Афган-базар
Урал-Памир 2017 (Часть 7) Хобуработ
Урал-Памир 2017 (Часть 9) Крыша Мира
Урал-Памир 2017 (Часть 10) Киргизия
А также трейлер к фильму Урал-Памир 2017